Категории раздела

Исламский этикет [4]
Все о правилах поведения мусульманина
Положительные качества человека [7]
О том как развивать положительные черты характера

Поиск

Статистика





Понедельник, 11.12.2017, 12:14
Приветствую Вас Гость | RSS
ОБ ИСЛАМЕ И МУСУЛЬМАНАХ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Культура и нравственность » Исламский этикет

КУЛЬТУРА И НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСЛАМЕ
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему:
إِنَّمَا بُعِثْتُ لأُتَمّمَ مَكَارِمَ الأَخْلاقِ رَوَاهُ البَيْهَقِي
/Иннама бу‘исту ли`утаммима макярималь`ахляк/
«Я послан, чтобы усовершенствовать благородную нравственность достойной культурой». Передал Аль-Байhакый.
 Также сказаны в Священном Кур`ане (Сура 68 , Аят 4) в адрес Пророка Мухаммада, мир Ему, слова:
وَإِنَّكَ لَعَلَى خُلُقٍ عَظِيمٍ
/Уа иннакя ля‘аля хулюкын ‘азым/,
Что означает: «Воистину, Ты обладаешь высокой нравственностью».
Обучение правилам, определяющим нравы, духовные и душевные качества людей, обучение определенным навыкам поведения в обществе полезны для человека и, особенно для развития его умственной деятельности. Выполнение этих правил, степень культуры человека показывает достоинство людей, уровень их воспитания. В этой книге изложены некоторые вопросы культуры поведения человека в разных жизненных ситуациях.
Просим Аллаhа Всевышнего, чтобы мы получили пользу от чтения этой книги и улучшили наше поведение и поступки.
Отдел исследований и переводов
Исламского университета 
при Духовном управлении 
мусульман Украины
 
О ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Высокая мораль берется из Шари‘ата разумом, который является даром, созданным Богом в сердце человека. И с помощью этого дара облегчается понимание необходимых и абстрактных (теоретических) знаний.
Одно из самых лучших, что исходит от разума – высокая нравственность и культура. Не бывает культуры без разума, и разум не достигает совершенства без культуры. Поэтому обучением культуре и этике обогащается разум. Людей делят на две категории тех, кто имеет нравственность и тех, кто ее не имеет.
Нравственность – это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь.
Нравственность бывает у некоторых людей как врожденное качество, но все равно человек должен обогащать свои знания путем постоянного изучения этики и морали Пророка Мухаммада, мир Ему, знакомства с Его биографией.
Безнравственность также бывает врожденной и необходимо ее искоренять путем самоконтроля, путем приобретения знаний и овладением этикой и культурой. 
Нравственность приобретается при общении с друзьями, но она будет здоровой при общении с хорошими людьми и испорченной в результате общения с плохими.
Каждый разумный человек должен трудиться для получения знаний с целью усовершенствования своего характера, приобретения похвальных качеств. 
Не хвастайся своими предками, а достигай успехов собственными усилиями, то есть будь таким человеком, который своим трудом достигает почтения, и не будь таким, который использует славу и известность своих предков, а сам не имеет нравственности и культуры.
Аллаh Всевышний создал людей и наделил их разными качествами:
Одни качества подобны тем, которые имеют Ангелы: разум, рассудительность и знание;
Другие качества подобны тем, которые имеют животные: сила, похоть и прожорливость.
Кто стремится углубить знания о Единобожии и руководствуется в своих действиях требованиями Шари‘ата, тот достоин почтения подобно Ангелам, благодаря своей прекрасной нравственности. А кто тратит свое время, стремясь к запретным формам наслаждения, не думает и не готовится к будущей жизни – тот своими качествами подобен животным.
Что касается Пророков, мир Им, то Аллаh даровал Им прекрасные качества, высокую мораль, самые лучшие черты характера и внешности. Это связано с тем, что Пророки, мир Им, были избраны Аллаhом, чтобы указать людям Истинный Путь и быть для них примером.
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: 
إِنَّمَا بُعِثْتُ لأُتَمّمَ مَكَارِمَ الأَخْلاقِ رَوَاهُ البَيْهَقِي
/Иннама бу‘исту ли`утаммима макярималь`ахляк/
«Я послан, чтобы усовершенствовать благородную нравственность достойной культурой». Передал Аль-Байhакый.
Пророк, мир Ему, также сказал: 
أَلا أَدُلُّكُم عَلى خَيْرِ أَخْلاقِ أَهْلِ الدُّنْيَا مَنْ وَصَلَ مَنْ قَطَعَهُ وَعَفَا عَمَّنْ ظَلَمَهُ وَأَعْطَى مَنْ حَرَمَهُ
/Аля адуллюкум ‘аля хойри ахлякы аhлид-дунья: ман уасоля ман кота‘аhу уа ‘афа ‘амман золямаhу уа а‘то ман харамаh/
«Я укажу на наилучшую нравственность среди жителей этой земли: она у того, кто держит родственную связь с прервавшими ее, прощает того, кто угнетал его, и дает тому, кто не дал ему».
В Священном Кур`ане (Сура 7 «Аль-А‘раф», Аят 199) сказано:
خُذِ العَفْوَ وَأْمُرْ بِالعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الجَاهِلِينَ
/Хузиль-‘афуа уа`мур биль-‘урфи уа а‘рид ‘аниль-джяhилин /,
что означает: «Умей прощать, побуждай к добру и не отвечай тем же на то, что говорят тебе невежды».
О КУЛЬТУРЕ И ОДОБРЕННЫХ ОБЫЧАЯХ
Культура это то, что взято из высокой нравственности и используется в том, что одобрено Шари‘атом: в речи и действиях. Человеку надо быть почтительным с тем, кто старше его и выше по положению; быть братом тому, кто подобен ему; и быть мягким с теми, кто меньше его и ниже по положению; и постоянно держать правильные и хорошие отношения согласно Шари‘ату.
Некультурный человек отвратителен для людей, даже для своих родственников.
 Человек должен относиться к людям так, как он хочет, чтобы относились к нему. Каждый из нас должен контролировать свои поступки. Человек хочет, чтобы ему прощали его ошибки, тогда и сам пусть прощает других. Человек любит, когда ему делают добро, тогда и сам пусть делает добро другим. Если ему сделали зло, пусть не отвечает злом, а наоборот, отвечает добром. Это одно из лучших качеств человека. Таким образом, он перевоспитывает себя – это и есть высокая мораль.
 Если верующий в Аллаhа человек поступает по Шари‘ату и имеет высокую мораль – это очень хорошо для него. Но, к сожалению, большинство людей далеки от соблюдения этого и не контролируют себя. Среди вошедших в Рай будут разные степени верующих. А часть мусульман, не покаявшихся, которых не простит Аллаh, получают мучения в могиле и временное наказание в Конце Света. Среди них и те, кто при жизни был высокомерным. В Судный День они будут собраны, имея размер маленьких красных муравьев, которых будут топтать ногами люди, но они от этого не будут умирать. Это будет им наказание за их высокомерие.
Обитатели Рая и Ада не умирают, так как после воскрешения нет смерти. Будут разные категории: 
1. Те, кто войдет в Рай без мучений, это богобоязненные и некоторые грешники мусульмане, умершие без покаяния, но Аллаh простил их. 
2. Те, кто получит мучения, а затем войдут в Рай, это грешники мусульмане, которые умерли без покаяния. 
3. Те, кто не войдет в Рай никогда. Это кяфиры (неверующие). Они войдут в Ад. 
Кто хочет быть спасенным в Судный День, тот обязан контролировать себя и избегать нарушений. Если он и прощает тех, кто его ругает, хотя мог бы оправдаться, за это он получит сауаб. Расскажем один случай, который произошел с сыном Аль-Хусейна, Зейнуль-‘Абидин – Ас-Саджжад. У него была красивая фигура и лицо, а также он обладал высокой моралью. Он был щедрым, и его боялись больше, чем короля. Однажды один человек отругал его, а он в ответ промолчал. Ругавший его удивился отсутствию ответа и замолчал, поняв, что поступил неправильно, сожалея о содеянном, он покаялся. Это пример для людей, чтобы они не отвечали гневом на гнев, злом на зло. Тогда причинивший зло, может быть, и покается. Кто имеет высокую мораль, тот будет иметь дом в Раю на самом высоком месте. Если кто-то делает добро, то независимо от того, как с ним поступают в ответ, он получит вознаграждение. Целью этого человека является одобрение его дела Аллаhом. Он делает это искренне ради Аллаhа. Богобоязненный мусульманин, совершающий Намазы-Сунна, читающий их ночью, и богобоязненный мусульманин, у которого высокая мораль, но не совершает подобно первому Намазы-Сунна в Конце Света получат такое же вознаграждение.
Высокая мораль требует, чтобы человек не гневался, потому что из-за гнева люди совершают много плохих поступков, и многие из-за гнева попадают в куфр. Например, из-за гнева прерываются родственные связи и даже могут происходить убийства. Один человек спросил Пророка Мухаммада, мир Ему, о том, как спасти себя от наказания в Конце Света. Пророк, мир Ему, ответил:
لا تَغْضَبْ
/Ля тагдабь /, что означает: «Не гневись!»
В давние времена, до времен Пророка Ибраhима, мир Ему, у народа ‘ад был человек по имени Химар ибн Малик. Этот человек жил на Аравийском полуострове в долине Джавф, он сорок лет исповедовал Ислам. Аллаh послал ему испытание. Когда от удара молнии погибли его дети, человек не вытерпел, сильно возмутился и сказал, что он не будет поклоняться Аллаhу, тем самым, отступив от веры.
Кроме того, он стал принуждать отступать от веры людей, которые приходили в долину, и угрожал убить тех, кто не отступил от нее. В результате, он совершил много куфра. Аллаh покарал его, послав огонь, который все уничтожил, не оставив даже воды.
Если бы этот человек вытерпел посланное ему испытание, то получил бы за это большое вознаграждение. Если верующие, теряя близких и родных (отца, сына, мать), терпят эти испытания, то получают большое вознаграждение.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, что Аллаh Всевышний сказал:
مَا لِعَبْدِي المُؤْمِنِ عِنْدِي جَزَاءٌ إِذَا قَبَضْتُ صَفِيَّهُ مِنْ أَهْلِ الدُّنْيَا
ثُمَّ احْتَسَبَهُ إِلاَّ الجَنَّةَ
/Ма ли ‘абди-ль му`мини ‘инди джяза`ун иза кобатту софийяhу мин аhлид-дунья суммахтасабаhу илляль-джяннаh/,
что означает: "Кто из верующих терпит, когда умирают близкие люди, в ответ получает вознаграждение и войдет в Рай без мучений”. Передал Аль-Бухарий.
Химар ибн Малик потерпел поражение в этой жизни и в Конце Света получит вечное наказание. 
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему:
لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرْعَةِ إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الْغَضَبِ
/Ляйсаш-шадиду бис-сур‘ати, иннамаш-шадидуллязи ямлику нафсаhу ‘индаль-годобь/
"Силён не тот, кто победит другого, а силён тот, кто победит себя”, то есть, сдерживает себя от гнева.
Это значит – контролировать себя и не впадать в гнев. Человек, соблюдая повеления Аллаhа, испытывает чувство радости.
Важность молчания в том, что она помогает сохранить веру, так как кто меньше говорит и больше молчит, может спасти себя от попадания в грех, особенно в куфр.
Один человек сказал стихами: 
كَمْ فِي القُبُورِ مِنْ قَتِيلِ لِسَانِهِ كَانَتْ تَهَابُ لِقَاءَهُ الشُّجْعَانُ
/Кям филь-кубури мин котили лисаниhи кянат таhабу лика-`аhуш-шуджь‘ану/
"Сколько есть в могилах людей, причиной смерти которых послужил их язык, так как именно то, что они говорили, было причиной их гибели”. 
Однажды один правитель, у которого было много слуг, взял одного из них с собой в Хадж. Этот слуга увидел, что в Хадже все одинаково одеты, и все совершают одни и те же ритуалы. И когда хозяин попросил его что-то сделать, он не исполнил его просьбу. Когда же вернулись домой, хозяин его убил, получив за это большой грех. А если бы он вытерпел, то получил бы большое вознаграждение.
Спастись от гнева можно получая знания об Исламе. Тогда человеку будет легче сдерживать себя.
О КУЛЬТУРЕ ПРИ ПРИЕМЕ ПИЩИ
Человеку не следует выделяться при приеме пищи. Следует кушать вместе с родными, если нет особых причин для отказа. Кушать желательно, когда голоден. Следует сидеть вместе с теми, кто готовил пищу или же дать им ту же пищу для того, чтобы они ели в другом месте (прислуге). Не следует, чтобы один ел, другой только смотрел, а третий обслуживал.
Рекомендуется мыть руки до и после еды. Трапезу следует начинать словами:
بِسْمِ اللهِ
/Бисмилляh/, что означает: «Начинаю с Именем Аллаhа».
После окончания еды следует сказать:
اللّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِيهِ وَزِدْنَا خَيْرًا مِنْهُ
/Аллаhумма барик ляна фиhи уа зидна хойрам-минh/,
что означает: «О, Аллаh! Благослови нашу пищу, и просим, чтобы в следующий раз было больше и лучше, чем есть». 
Если же на столе были молочные продукты, то сказать:
اللّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِيهِ وَزِدْنَا مِنْهُ
/Аллаhумма барик ляна фиhи уа зидна минh/,
что означает: «О, Аллаh! Благослови нашу пищу и просим, чтобы в следующий раз было больше этой пищи».
Кушать следует с намерением набрать силы для соблюдения Шари‘ата и быть покорным Аллаhу Всевышнему.
Не следует есть стоя, во время хождения или лежа, без уважительной причины. Есть следует тремя пальцами правой руки так, чтобы при поднесении пищи пальцы не входили в полость рта.
При еде желательно поддерживать беседу, но не говорить много. Есть нужно небольшими кусочками, хорошо прожевывать, беря пищу с ближнего края посуды. Из своей тарелки также начинайте есть с края. Это не касается фруктов. Не кушайте несозревшие фрукты.
Если уронили кусок пищи, следует поднять его. Если кусок сохранился чистым, можно его съесть, иначе следует отдать птицам или животным.
Не следует тянуться за следующим куском пищи, если еще не съеден предыдущий кусок. Жевать следует при сомкнутых губах. Не следует при еде выравнивать форму хлеба. Соблюдайте следующее чередование: горячую пищу с холодной, а жидкую с твердой (сухой).
Не следует кушать больше того, что необходимо, пресыщаться, даже если есть аппетит. Не следует ставить посуду на хлеб, не следует вытирать хлебом пальцы. Куском хлеба следует очистить остатки пищи и съесть его. 
 После еды прополощите рот и вымойте руки. Остатки еды, застрявшие между зубами, не проглатывайте. При завершении трапезы читайте молитву:
الحَمْدُ للهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَكَفَانَا وَءاوَانَا وَجَعَلَنَا مُسْلِمِين
/Аль-хамду лилляhил-лязи ат‘амана уа кяфана уа `ауана уа джа‘аляна муслимин/,
что означает: «Хвала Аллаhу, Который даровал нам пищу и питье, пропитание, жилье и веру Ислам».
 После этого читайте Суру 106 «Курайш» и Суру 112 «Аль-Ихляс».
Сура 106 «Курайш»:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ لإِيلفِ قُرَيْش ٍ إِيلفِهِمْ رِحْلَةَ الشّتَآءِ وَالصَّيْفِ فَلْيَعْبُدُواْ رَبَّ هَذَا البَيْتِ  الّذِي أَطْعَمَهُم مّن جُوعٍ وَءَامَنَهُم مّنْ خَوْفِ 
/Бисмилляhир-рохманир-рохим. Ли-иляфи курайш. Иляфиhим рихляташ-шита`и уас-сaйф. Фаль-я‘буду Робба hазаль-байт. Аллязи ат‘амаhум-мин-джю‘иу-уа `аманаhум-мин-хауф/,
что означает: «1.2. Курайшитам понравились поездки – зимой в Йемен, а летом в Шам , которые они регулярно совершали в полной безопасности и спокойствии, чтобы вести торговлю и получать от нее удел. 3. Аллаh повелел, им, чтобы они имели правильную веру и искренне поклонялись Господу Этого Дома (Ка‘ба), Который облегчил им эти поездки. 4. И накормил их, избавив от голода, – ведь они жили в долине, где нет посевов, и избавил их от страха».
Сура 112 «Аль-Ихляс»:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم ِ قُلْ هُوَ اللهُ أَحَد ٌ ِ اللهُ الصَّمَدُ ِ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ِ وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدُ ِ
 /Бисмилляhир-рахманир-Рахим. Куль hуаллаhу ахад. Аллаhус-сомад. Лям ялид уа лям юляд. Уа лям якулляhу куфууан ахад/,
что означает: «1. Аллаh – Один – Единственный Создатель. 2. Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем. Все нуждается в Нем. 3. Аллаh не рожал и не был рожден (то есть, не является ни отцом, ни сыном кого-либо). 4. Нет подобного Ему».
О КУЛЬТУРЕ ПИТЬЯ
При угощении любым разрешенным питьем положено начинать с самого почетного человека среди присутствующих и затем давать по кругу, начиная с правой стороны.
 Посуду с питьем нужно держать правой рукой, говоря при этом:
بِسْمِ اللهِ
/Бисмилляh/. Что означает: «Начинаю с Именем Аллаhа».
Пить следует небольшими глотками, втягивая и процеживая. Не следует пить стоя или лежа, хотя есть исключения. Не пейте с той стороны, где посуда надколота или есть трещина. Следует поддерживать левой рукой дно посуды, чтобы не пролилась жидкость. Прежде чем выпить, посмотрите на содержимое посуды. Пейте понемногу, в три приема, не дыша в чашку. Отпив немного, скажите:
الحَمْدُ للهِ
/Аль-хамду лилляh/. Что означает: «Хвала Аллаhу».
Не отрыгивайте громко. Не брезгуйте и отпейте после своего друга. Нежелательно пить воду из железной посуды, потеплевшую на солнце. Не пейте из носика чайника.
После того, как выпьете, следует сказать:
الحَمْدُ للهِ الَّذِي جَعَلَهُ عَذْبًا فُرَاتًا بِرَحْمَتِهِ
/Аль-хамду лилляhи-ллязи джя‘аляhу ‘азбан фуратан би-рохматиh/,
что означает: «Хвала Аллаhу, Который создал ее (воду) пресной, вкусной, приятной, по Своей Милости». 
Угощение предлагают с правой стороны: разливают напитки или чай, начиная с самого почетного гостя. Так же и здороваются.
О КУЛЬТУРЕ ЕДЫ В КОЛЛЕКТИВЕ
Если человек сидит за столом среди людей, старших по возрасту, – отца, уважаемого человека, а также гостя, то не следует начинать еду раньше них или без предложения с их стороны.
Не следует опаздывать к столу, заставляя других долго ждать. Во время еды следует беседовать, но говорить по одному, чтобы один говорил, а другие слушали. Лучше рассказывать о Богобоязненных людях, не шутить и не употреблять плохих слов.
Нужно быть внимательным и доброжелательным по отношению к присутствующим, не брать себе все лучшее и тем самым отличать себя от других. Не следует постоянно наблюдать за теми, кто ест с вами за одним столом, тем самым, смущая их. Следует внимательно относиться к тем, кто сидит рядом, быть доброжелательным, ухаживать за ним. Не нужно быть чрезмерно настойчивым в предложении еды – предлагайте, но не более 3-х раз. Во время еды следует вести себя свободно и кушать то, что хочется, разумеется, в пределах культуры и приличия.
Есть следует размеренно, одновременно с другими, чтобы не смущать их. Если пищи мало, то больший кусок предлагается другому человеку.
Во время еды не следует делать неприятное другим, например, упавший кусок класть в общую тарелку, отряхивать с рук остатки пищи. Не принимайте пищу, сгибаясь над тарелкой. 
Если что-то попало в тарелку, то выньте это салфеткой незаметно для других. Не обмакивайте кусок хлеба в тарелке с общим блюдом и не кладите мясо на ломтик хлеба, если не уверены, что съедите этот ломтик полностью.
Не следует выходить из-за стола, быстро съев свое блюдо, или же поев, сидеть и ждать, наблюдая за другими, так как многие стесняются кушать, когда за ними наблюдают. Среди родных поведение более свободное.
Омовение рук после еды производится над общим тазом, поэтому нужно вести себя так, чтобы и другие после тебя могли помыть свои руки.
О КУЛЬТУРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
Отвечать на гостеприимство, присутствовать на приглашениях, а также радушно принимать гостей является желательным для мусульманина (Сунна). Желательно принимать в гости Богобоязненных, теологов, бедных, добропорядочных, родственников, при этом, исключая грешников.
Приглашать следует ради Всевышнего Аллаhа, чтобы было больше любви друг к другу, а так же с целью поддержки дружеских отношений. Приглашение должно быть без высокомерия, самолюбования и показушности.
Не нужно настойчиво приглашать прийти в гости тех, кого вы знаете и кому тяжело ответить отказом на ваше приглашение.
Также не положено приглашать человека, присутствие которого смущает других гостей. Хозяева не должны приглашать к себе только богатых людей.
При получении приглашения желательно в гостях присутствовать самому. Не следует ходить в гости только к богатым и игнорировать бедных.
Если вы знаете, что хозяин хочет продемонстрировать свою близость к важным людям и приглашает при этом других людей для хвастовства перед ними, то к такому человеку обычно не приходят, находя оправдание и принеся извинения за свое отсутствие.
Если приглашают в гости, то не следует искать предлог, чтобы не принять приглашения – дескать, приглашающий далеко живет, или потому, что приглашенный держит пост. Если приглашенный увидит, что его приход обрадует хозяина, то может прекратить пост, но только в том случае, если это пост-Сунна.
Если имеется два приглашения на одно и тоже время, то принимается первое.
В случае если у человека есть сомнение в том, будет ли там угощение Харам или Халяль, или же в том месте находится то, что запрещено по Шари‘ату, например скульптуры одушевленных предметов, или звучание запрещенных музыкальных инструментов, или посуда из золота и серебра, или если там собираются для обсуждения сплетен, злорадного подшучивания, или в том случае, если хозяин – грешник, угнетатель, делающий зло, то следует уклониться от такого приглашения.
Не следует принимать приглашение с целью наесться досыта и насладиться едой. Рекомендуется вовремя подавать угощения на стол. Обычно в начале еды подают фрукты.
В присутствии гостей хозяин не обижает и не сердится на своих родственников и людей, помогающих ему.
Гостю следует ждать, пока хозяин предложит сесть, а не делать это самостоятельно. Гостю не следует садиться на то место, где обычно сидит хозяин. Если остальные гости хотят, чтобы он сел на почетное место, то не следует сразу соглашаться и, продемонстрировав свою скромность, принять это предложение после вторичной просьбы. 
Не следует сидеть в комнате напротив двери, которая ведет в комнату, где сидят женщины. Не следует смотреть на вход, откуда вносится еда. Не нужно вести пустые разговоры и принимать участие в разговорах, где не требуется ваше мнение. 
Не следует критиковать планировку комнат и расположение в квартире мебели. Не следует засиживаться в гостях долго после приема пищи.
Если гость постился и принял разговение, то говорит хозяину при уходе:
أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَأَكَلَ طَعَامَكُمُ الأَبْرَارُ وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ المَلائِكَةُ
/Афтора ‘индакумус-са-имуна уа `акаля та‘амакумуль-абрару уа соллят ‘аляйкумуль-маля`икаh/,
то есть, желаем, чтобы у вас приняли разговение постящиеся и кушали благочестивые лица, и пусть молятся за вас Ангелы.
Если гость с разрешения хозяина остался ночевать, то хозяин показывает, где находится туалет и вода. Когда гость собирается уходить, то хозяин провожает его и прощается с ним.
Если кто-то приходит в дом друга без приглашения, то хозяин угощает его тем, что есть в данное время, и гость не просит еды, которую не подают.
Хозяин не спрашивает гостя о том, будет ли он кушать. Не положено входить в чей-либо дом во время еды и без приглашения. Если вы оказались в такой ситуации, то не принимайте пищу без разрешения.
 
О КУЛЬТУРЕ ВО ВРЕМЯ СОБРАНИЯ
Если Вы пришли на какой-либо меджлис , старайтесь быть спокойным и садитесь на самое близкое к вам свободное место. Вам следует быть внимательным по отношению к окружающим. Будьте вежливы и не занимайте место между двумя сидящими без разрешения, а также место в центре собрания.
Если кто-то покинул меджлис, за ним остается право вернуться на свое место. Сунна произносить слова молитвы, Зикр и Салауат в честь Пророка Мухаммада, мир Ему. Если Вы выступаете, будьте аккуратны, спокойны, произносите свою речь неспеша. Остальные будут вас внимательно слушать. Выступающему нельзя произносить нецензурные слова, проявлять высокомерие или самолюбие, а также не следует повторять сказанное без какой-либо религиозной причины. Следует воздерживаться от смеха и смешных рассказов. Нельзя находиться в том месте, где сплетничают или совершают грехи.
В разговоре не говорите с похвалой о своей семье или же о собственных успехах с самодовольством. Старайтесь не складывать пальцы в "замок” и тереть голову. На собрании не положено проходить, перешагивая через сидящих людей без надобности, играть головным убором, бородой или кольцом. Будьте культурными: не ковыряйтесь в зубах, в носу, не сопите и тем более не плюйтесь без уважительных причин. 
Некрасиво много зевать перед людьми. Если не можете себя сдержать и зеваете, то прикрывайте рот левой рукой. Когда чихаете, также прикрывайте рот рукой. 
Во время ссоры нельзя быть грубым или спешить в решении спорных вопросов, слепо оправдывая свои поступки. Во время разговора старайтесь меньше размахивать руками. Не поворачивайтесь в сторону и не становитесь спиной к говорящему человеку. Во время ссоры не выражайте свой гнев, чувства, становясь на колени. После ссоры или гнева вновь заговорите лишь тогда, когда успокоитесь. Во всех ваших делах выбирайте "золотую середину”. Встречайте своего друга или даже врага со спокойным лицом, без унижения и страха.
Перед уходом рекомендуется прочитать ду‘а-искупление за допущенные ошибки на этом собрании или встрече, если они имели место.
О КУЛЬТУРЕ В ПУТИ
Отправившись в путь, идите спокойным, размеренным шагом. Не стоит смотреть по сторонам, оглядываться назад. Если необходимо обернуться, поворачивайтесь всем телом.
При встрече с кем-либо приветствуйте его. Культурный человек всегда тепло отреагирует на приветствие в свой адрес. Помогите заблудившемуся человеку найти дорогу. Если кто-то чихнул и поблагодарил Аллаhа, то есть сказал:
الحَمْدُ للهِ
/Аль-хамду лилляh/. Что означает: "Хвала Аллаhу”,
то следует читать ему молитву:
يَرْحَمُكَ اللهُ
/Ярхамукяллаh/, то есть "Пусть Милость Аллаhа снизойдет на тебя”, тогда в ответ он скажет:
يَهْدِينَا وَيَهْدِيكُمُ اللهُ 
/Яhдина уа яhдикумуллаh/, то есть Прошу Аллаhа даровать тебе и мне правдивость 
или:
يَهْدِيكُمُ اللهُ وَيُصْلِحُ بَالَكُمْ
/Яhдикумуллаhу уа юслих балякум/, то есть Прошу у Аллаhа даровать тебе правдивость и спокойствие. 
Будьте вежливыми и помогите нуждающемуся или взывающему о помощи, так же помогите тому, кто несет тяжесть, защитите угнетенного человека.
В пути делайте добро и не совершайте какой-либо грех. Не забывайте часто повторять Зикр.
О КУЛЬТУРЕ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ БОЛЬНОГО
К больному следует приходить в удобные для него часы, а не во время еды, приема лекарства, сна или когда он переносит сильные боли. Стучите в дверь тихо. Если поинтересовались, кто за дверью, полностью представьтесь. Войдя, приветствуйте больного.
Не задерживайтесь у него. Оставайтесь лишь по его просьбе или когда чувствуете, что ваше присутствие приятно ему.
Не следует пристально смотреть на больного. Поменьше задавайте ему вопросов. Не следует выражать ему жалость, а следует обращаться с милостью. Не забудьте от всего сердца прочитать ему ду‘а о скором выздоровлении. Например: 
اللّهُمَّ رَبَّ النَّاسِ أَذْهِبِ البَأْسَ اشْفِ أَنْتَ الشَّافِي لا شِفَاءَ إِلاَّ شِفَاءكَ شِفَاءً لا يُغَادِرُ سَقَماً بِسْمِ اللهِ يُبْرِيكَ مِنْ كُلِّ دَاءٍ يَشْفِيكَ وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ إِذا حَسَدَ وَشَرِّ كُلِّ ذِي عَيْنٍ
/Аллаhумма Роббан-наси азhибиль-ба`са ишфи Анташ-Шафий ля шифа`а илля шифа`акя шифа`ан ля югадиру сакаман. Бисмилляhи юбрикя мин кулли да`ин яшфикя уа мин шарри хасидин иза хасада уа шарри кулли зи ‘айн/
"О Боже, Господь людей, сними тяжесть и излечи, нет никакого лечения кроме Твоего, такого лечения, после которого не бывает болезни. Во имя Аллаhа, выздоравливай, Всевышний тебя вылечит от вреда всякого завистника, от вреда дурного глаза”. 
Читают молитву, чтобы Аллаh сохранил больного и дал ему терпение. Это напомнит ему, что не надо волноваться. Не говорите больному о смерти и умерших людях. При посещении следует, разумеется, сидеть лицом к больному.
 
О КУЛЬТУРЕ В БАНЕ
Находясь в бане, прикрывайте ‘ауру (для мужчин – от пояса до колен). Не смотрите на окружающих. Постарайтесь сидеть в стороне от других. Оставьте посторонние разговоры, меньше делайте посторонних движений.
В бане не принято приветствовать друг друга. Старайтесь не задерживаться в ней. Мойте загрязненные места, до того, как войдете в баню. Бережно расходуйте воду.
О ПОВЕДЕНИИ В МЕЧЕТИ
Входите в мечеть с правой ноги, а выходите с левой. Тщательно вытирайте обувь перед входом в мечеть. Перед тем, как войти, произнесите:
بِسْمِ اللهِ اللّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ
/Бисмилляh. Аллаhумма-фтах ли абуаба рахматик/,
что означает: "Начинаю с Именем Аллаhа. О Аллаh, открой мне врата Твоей милости (то есть смилуйся надо мной)” и прочитайте молитву, в которой обратитесь к Аллаhу с просьбой о ниспослании милости.
Рекомендуется сделать намерение об и‘тикяфе такими словами:
نَوَيْتُ الاعْتِكَافَ فِي هَذَا المَسْجِدِ مَا دُمْتُ فِيهِ
/Науайтуль-и‘тикяфа фи hазаль-масджиди ма думту фиh/,
что означает: "Я намерился находиться в мечети ради Аллаhа”, так как за это человек получает сауаб.
Входите спокойно, без шума, с уважением и благоговением. В первую очередь желательно прочитать Намаз приветствия мечети (этот Намаз – Сунна и называется «Тахийят аль-масджид»), затем поприветствуйте присутствующих. Если рядом никого не окажется, передайте Салям себе и благочестивым рабам Аллаhа.
Сидите в направлении Ка‘бы, ожидая время наступления Намаза. Повторяйте Зикр и поменьше говорите в беседе на повседневные темы. Существует мнение о том, что вести подобные беседы – это грех. На самом деле это не так. Однако лучше разговаривать о религиозных вопросах.
В мечети не следует обсуждать вопросы купли-продажи. Не повышайте голос, не берите в руки оружие и не занимайтесь посторонними делами, кроме обучения или передачи другим знаний об Исламе.
Нельзя приносить наджасу в мечеть и мусорить там, а тем более плевать. Следует запрещать сумасшедшим, прокаженным посещать мечеть, а так же тем, от кого исходит неприятный запах, запах чеснока или лука. В мечети не просят милостыню. Помещение мечети положено наполнять благовониями. 
При выходе из мечети читайте молитву:
بِسْمِ اللهِ اللّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ فَضْلِكَ
/Бисмилляh. Аллаhумма-фтах ли абуаба фадлик/,
что означает: "Начинаю с Именем Аллаhа. О Аллаh, открой мне двери благословения и удачи”, чтобы Аллаh дал благословение вашим делам.
О КУЛЬТУРЕ ВЕРУЮЩЕГО
Потупленный взор и молчаливость отличают вас в повседневной жизни. Во всех случаях надо вести себя спокойно. Следует проявлять инициативу для того, чтобы избегать всего запрещенного.
Сведите к минимуму разногласия, которые не касаются религиозных вопросов. Постоянно читайте Зикр и очищайте свои мысли от плохого. Используйте свое тело для соблюдения Шари‘ата и покорности. Успокойте сердце. Возвеличивайте Бога. Не гневайтесь. Храните секреты. Будьте постоянно искренними. 
Неприлично продолжительное время смотреть на человека, не отводя глаз.
Вы постоянно должны стремиться совершать поступки, которые могут привести к получению большого сауаба. 
Искренность в поступках, правдивость в разговоре и постоянное выполнение сунны и благочестивых деяний – вот норма вашего поведения. Выражайте свой гнев по поводу обнаруженного нарушения.
Старайтесь сохранять достоинство. Содержите тело и одежду в чистоте. Имейте чувство стыда. Укрепляйте свое сердце надеждой и упованием на Аллаhа. При выполнении `Ууду делайте все как положено и соблюдайте последовательность. 
После выполнения Намаза настраивайте свое сердце для совершения следующего Намаза. Вы должны бояться невыполнения какого-либо обязательства. Постоянно просите о прощении в Судный День и думайте о нем. При трудностях всегда полагайтесь на Аллаhа. Помогайте бедным и давайте по возможности милостыню без жадности. 
КУЛЬТУРА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Первым шагом учителя является перевоспитание самого себя. Выдерживайте молчание в присутствии детей. Не следует часто смотреть на них.
Воспитывайте детей, прививая им почтение и боязнь нарушать. Ни в коем случае не злоупотребляйте физическим воздействием на детей. Разговаривайте с ними так, чтобы не давать им повода для баловства. Не разрешайте детям на уроке разговаривать между собой, полностью игнорируя ваше присутствие. Не следует шутить с кем-либо в присутствии детей или с кем-нибудь из детей.
Не надо принимать от них угощения или подарки, а также просить у них что-то, например, ручку и тому подобное, так как они являются несовершеннолетними.
Не давайте им ссориться между собой. Учите их, чтобы не заглядывались на чужие вещи, учите ненавидеть и не использовать хулу, обман, лицемерие. Не требуйте от детей того, что им не под силу. Не обращайтесь часто с какой-либо просьбой или жалобой к их родителям. 
Учите их правильно выполнять Таhарат , Намаз и другие религиозные вопросы, которые им необходимо знать. Обучайте культуре и правилам поведения, а также требуйте от них смирения и скромности. Дети могут начинать чтение чего-либо лишь с вашего разрешения. Приучайте их начинать любое чтение урока словами защиты от всякого зла и заканчивать чтением ду‘а родителям.
О КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ (ТЕОЛОГА)
Это постоянная любовь к знаниям, работе и учению. Следует всегда сохранять степенность и достоинство, постоянно быть в состоянии омовения – Ууду’ и не быть высокомерным.
Учителю нельзя быть самозванцем в вопросах знания и обучения. Для того чтобы удержать грешников и угнетателей от нарушений, учитель должен быть строг, и вызывать в их сердцах уважение перед собой. Учитель должен быть добродетельным и дружелюбным с учениками.
Нужно стараться как можно понятнее объяснять урок, быть терпеливым с теми, кто его о чем-то спрашивает, и исправлять неясные ответы ученика.
Учитель не должен стесняться говорить: «Я не знаю». Вопросы и ответы учителя, его призывы к добру и его предупреждения от нарушений всегда должны сопровождаться искренним намерением. Учителю не следует использовать при обучении трудные выражения, и нужно всегда выслушивать разумные доводы выступающего.Учителю нельзя обманывать. Он рассказывает людям о том, что общеизвестно и передает знания от достоверных лиц.Учитель не играет, мало шутит и выражает благодарность Всевышнему за тот дар, который имеет из знаний, воспитания и обучения добру других людей. Учитель посещает больных, участвует в Джаназа , поддерживает связь с родственниками, принимает во внимание их оправдания. Учитель скромен, он учит людей тому, что им необходимо знать по вопросам религии.КУЛЬТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙУЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯУченик первым приветствует учителя словами: السَّلامُ عَلَيْكُم/Ас-саляму ‘аляйкум/. Что означает: «Мир тебе!». Ему следует быть почтительным, уважать учителя, поменьше перед ним говорить. Если учитель встает, то за ним встает и ученик.Не следует опережать его, взяв его руку, если тот занят письмом. Ученик не должен выступать против учителя и тем более говорить ему: «Кто-то высказывался не так, как вы говорите». Ученик не должен обсуждать его поступки в том случае, если они не приводят к нарушению Шари‘ата.Принято, чтобы ученик обращался непосредственно к учителю, а не спрашивал что-либо у другого ученика. При этом другому ученику не следует отвечать ему из-за уважения к учителю. Ученику не следует улыбаться, когда к нему обращается учитель, не опережать учителя при ходьбе и не задавать ему вопросы по пути. Подождите, когда он прибудет на место. Не задавайте много вопросов, если видите, что учитель устал. Внимательно и с пониманием выслушивайте ответ на поставленный вопрос и не говорите, что все поняли, если что-то все же не поняли. В вопросах религии ученик опирается на Богобоязненного учителя. ВЫБОР ХОРОШЕГО ДРУГАПророк Мухаммад, мир Ему, сказал: الْمَرْءُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ فَلْيَنْظُرْ أَحَدُكُمْ مَنْ يُخَالِلُ/Аль-мар`у ‘аля дини халилиhи фаль-янзур ахадукум ман юхалиль/Это означает: «Человек берет пример со своих друзей, поэтому пусть каждый смотрит, с кем он общается».Подобное изречение передал Абу Дауд.Аллаh Всевышний сказал (Сура 43 «Аз-Зухруф», Аят 67): الأَخِلاءُ يَوْمَئِذٍ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ إِلاَّ الْمُتَّقِينَ /Аль`ахилля`у яума-изим-ба‘дуhум либа‘дын ‘адууун илляль-муттакын/Это означает: «В День Суда друзья станут врагами, за исключением тех, которые были искренними, благочестивыми, соблюдали свои обязательства и не нарушали их». Отсюда ясно, что умный человек подбирает себе друга согласно словам Пророка Мухаммада, мир Ему, что человек следует по пути своего товарища.Поэтому каждый человек должен обратить внимание на то, с кем он дружит, на то, в каком обществе он проводит время. Истинно благочестивый друг тот, который соблюдает порядочность в жизни и в получении знаний и в их соблюдении. Он должен отличаться умом, высокой моралью, тем, что не совершает больших грехов и в своих действиях не противоречит Шари‘ату.    
Категория: Исламский этикет | Добавил: Fatima (17.12.2009)
Просмотров: 2256 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0

...