Категории раздела

Разные темы [5]
Лекции в формате PDF [0]

Поиск

Статистика





Суббота, 04.05.2024, 21:16
Приветствую Вас Гость | RSS
ОБ ИСЛАМЕ И МУСУЛЬМАНАХ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Лекции об Исламе » Разные темы

Обучение необходимым религиозным знаниям одна из главных обязанностей

Мусульмане во все времена осознавали необходимость получения религиозных знаний и всегда стремились обучаться у достоверных теологов и для получения новой информации путешествовали из одной страны в другую. В Исламе обучение всегда проводилось под руководством опытных учителей по принципу из «уст в уста». Самообучение путем самостоятельного чтения книг не привествуется, так как человек неверно поняв смысл изложенного может попасть в заблуждение. Поэтому тех, кто обучается с помощью книг называют книжниками, а не Исламскими учеными, а тех кто учиться читать Кор`ан самостостоятельно не называют чтецами Кор`ана.

Имам-хафиз Аль-Хатыйб Аль-Багдадий сказал:

"مَنْ أَخَذَ الْحَدِيثَ مِنَ الْكُتُبِ لا يُسَمَّى مُحَدِّثًا بَلْ يُسَمَّى صُحُفِيًّا، وَمَنْ أَخَذَ الْقُرْءَانَ مِنَ الْمُصْحَفِ يُسَمَّى مُصْحَفِيًّا لا يُسَمَّى قَارِئًا"

 «Кто изучает Хадисы по книгам – не является мухаддисом (ученым-знатоком Хадисов), - он называется книжником. А также тот, кто обучается чтению Кор`ана самостоятельно, – книжник, а не кари` (чтец Кор`ана)».

Отсюда вытекает главный принцип обучения Знаниям по Исламу: Обучение должно проводится под руководством опытного, достоверного наставника контролирующего знания каждого из своих учеников.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

pإِنَّمَا الْعِلْمُ بِالتَّعَلُّمِ وَإِنَّمَا الْفِقْهُ بِالتَّفَقُّهِ وَمَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِi

«Воистину знаниям обучаются из уст в уста от достоверных ученых, тому кому Аллah хотел добра дарует религиозные знания».

Обучаться религии должны не только люди, которые хотят быть имамами и работать в мечети. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

p  طَلَبُ العِلمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسلِمٍ i

 «Стремление к знаниям (о религии) обязанность каждого мусульманина».

А также Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:

pمَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ بِهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللهُ لَهُ بِهِ طَرِيقًا لِلْجَنَّةِ وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللهِ وَيَتَدَارَسُونَهُ بَيْنَهُمْ إِلا نَزَلَتْ عَلَيْهِمُ السَّكِينَةُ وَحَفَّتْهُمُ الْمَلائِكَةُ وَغَشِيَتْهُمُ الرَّحْمَةُi

«Кто стремится приобрести знания, тому Аллah откроет путь в Рай. Каждая группу мусульман, которая собирается в мечети для того, чтобы читать Кор`ан, обучая друг друга, окружают Ангелы, покой и милость».

Имам Ан-Науауий, да будет ему милость  Аллаhа, сказал:

 "إِنَّ الاشْتِغَالَ بِالْعِلْمِ أَوْلَى مَا أُنْفِقَتْ فِيهِ نَفَائِسُ الأَوْقَاتِ"

 «Воистину, приобретение религиозных знаний – лучший способ расходования своего драгоценного времени».

В сборнике Ибн Маджаh рассказано о том, что однажды Посланник, мир Ему, вошел в мечеть и увидел две группы людей: одна из групп проводила время в упоминании Аллаhа, читая Зикр, а другая занималась изучением религиозных вопросов. Посланник Аллаhа, мир Ему, присоединился к группе, в которой изучали религию, и сказал:

"كِلا الْمَجْلِسَيْنِ عَلَى خَيْرٍ وَلَكِنْ هَذَا الْمَجْلِسُ أَفْضَلُ"

Это означает: «Обе группы занимаются добрыми делами, но данное собрание лучше».

Поэтому, руководствуясь этими изречениями каждый, будь то мужчина или женщина, обязаны стремиться получить минимально необходимые знания об Исламе. Сюда входят:

·         Вопросы Вероубеждения,

·         религиозных ритуалов,

·         правила деловых отношений для занимающихся этим;

·         грехи сердца, языка и других частей тела;

·         вопросы, связанные с Аз-Закятом для тех, кто обязан его выплачивать;

·         вопросы, связанные с Хаджем для тех, кто в состоянии его совершить.

Религиозные знания необходимо получать каждому человеку, так как из-за своего невежества он может неправильно выполнять религиозные обряды, и они не будут считаться действительными. Невежество не является оправданием неправильного совершения ритуалов (Намаза, Поста, Хаджа и др.). В качестве примера приведем случай, произошедший при Пророке Мухаммаде, мир Ему.

Если человек не знает какой-либо религиозный вопрос он должен не стесняясь спросить у того, кто может дать правильный ответ. Исламские ученые говорили: «Лечение невежества –вопрос».

Человек, который не знает или не уверен, в ответе на вопрос должен сказать: «Я не знаю!», а не придумывать ответ, руководствуясь своим мнением, так как это может привести к заблуждению.

Передано от Абу Дауда, что у одного мужчины на голове зияла глубокая рана, и он находился в состоянии джунуб, а была холодная ночь. Он спросил окружающих, что ему делать. Ему ответили, чтобы он совершил полное омовение. Этот человек искупался и умер. Об этом случае сообщили Пророку Мухаммаду, мир Ему, и Он сказал:

p  قَتَلُوهُ قَتَلَهُمُ اللهُ i

«Они убили его. Пусть Аллаh покарает их».

Правило следующее давать ответ на религиозный вопрос (фатуа) без знания запрещено (харам)

Но наиболее опасным является положение человека, который не имеет минимально необходимых знаний в вопросах ‘Акыды  (Вероубеждения). Наука о Единобожии (ильм ат-Таухид) является самой почетной и самой приоритетной наукой, так как содержит знания о Создателе и Пророках, мир Им. Человек, который не имеет правильных знаний о Боге и придает Ему какое-либо подобие отступает от Ислама, даже если и считает себя мусульманином и носит исламское имя.

Сказано в Кор`ане (Сура «Мухаммад», Аят 19):

} فَاعْلَمْ أَنَّهُ لا إِلهَ إِلاَّ اللهُ واسْتَغْفِرْ لِذَنْبِكَ {

Это означает: «Знай, что нет божества кроме Аллаhа, и проси прощения за свой грех».

Имам Абу Ханифа в своей книге «Аль-фикh Аль-абсат» писал:

اعْلَمْ أَنَّ الْفِقْهَ في الدِّينِ أَفْضَلُ مِنَ الْفِقْهِ في الأَحْكَامِ

 «Знай, что знание основ религии приоритетнее и лучше знания религиозных законов».

Имам Аль-‘Ашарий говорил о религиозных знаниях:

 "أَفْضَلُ الْعِلْمِ الْعِلْمُ بِاللهِ وَرَسُولِهِ وَأُمُورِ دِينِهِ"

«Наилучшее из знаний – это знание об Аллаhе и Его Посланнике, а также знание предписаний Его религии».

Сподвижники Пророка, мир Ему, говорли, что вначале они изучали вопросы Веры, а потом уже изучали Кор`ан. Сказал имам Аль-Газали, что не принимается поклонение от того, кто не знает того, Кому поклоняется.

 Необходимо, чтобы во всех уголках исламского мира, во всех исламских общинах были наставники, которые могут обучить религиозным знаниям.

Сказал Аллаh Всевышний   (Сура «Аз-Зумар», Аят 9):

]  قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لاَ يَعْلَمُونَ [ 

Это означает: «Скажи, разве имеют одинаковую степень знающие и незнающие».

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

pمَنْ تَعَلَّمَ وَعَمِلَ بِمَا تَعَلَّمَ وَعَلَّمَ غَيْرَهُ دُعِيَ عَظِيمًا فِي مَلَكُوتِ السَّموَاتِi

«Кто изучал религиозные знания и соблюдал эти знания, действуя согласно им, обучая других, будут возвеличены небесными Ангелами».

Теологи Ислама сообщили:

قَالَ الْعُلَمَاءُ: يَجِبُ عَلَى طَرِيقِ فَرْضِ الْكِفَايَةِ أَنْ يَكُونَ فِي الْمُسْلِمِينَ مَنْ يَقُومُ بِبَيَانِ عَقِيدَةِ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةِ بِدَلائِلِهَا الْعَقْلِيَّةِ وَالنَّقْلِيَّةِ لِدَفْعِ تَشْكِيكَاتِ الْمُشَبِّهَةِ الَّذِينَ يُشَبِّهُونَ اللهَ بِخَلْقِهِ وَيَجْعَلُونَ اللهَ جِسْمًا يَسْكُنُ وَيَتَحَرَّكُ وَيَنْزِلُ وَيَطْلَعُ، وَإِنَّهُ مُتَحَيِّزٌ فِي جِهَةِ فَوْقٍ، وَإِبْطَالِ عَقِيدَةِ الْمُعْتَزِلَةِ الَّذِينَ يَقُولُونَ الْعَبْدُ هُوَ يَخْلُقُ أَفْعَالَهُ الإِخْتِيَارِيَّةِ لَيْسَ اللهُ يَخْلُقُهَا.

Это означает: «Коллективной обязанностью мусульман (фард-кифайя) является, чтобы в их среде были люди, которые занимались бы разъяснением правильных убеждений (убеждений «Аhлю-с-Суннат уа-ль-Джама‘ат»), умея обосновать их, прибегая к доводам разума и доказательствам из сообщенного и переданного теологами Ислама по достоверной цепочке от Пророка, мир Ему. Соблюдение этой обязанности необходимо для того, чтобы общество было в состоянии опровергать ложные убеждения тех, кто в своем заблуждении придает Аллаhу подобие, приписывая Ему то, что присуще созданиям Бога.

Особенно актуальным является получение правильных религиозных знаний для имамов и тех, кто будет обучать других людей так как человек, в этом случае, несет ответственность не только за себя, но и за тех, кого обучает.

Передана  история про имама Абу Ханифу и маленького мальчика, который прыгал на покосившемся деревянном мостике. Имам сказал ему: «Смотри, не поломай свою шею». А мальчик ответил: «Если я поломаю шею, это будет только моя шея, но если поломаешь шею, то поломается много шей». Абу Ханифа понял, что мальчик намекнул ему о том, что теологам необходимо уделять большое внимание получению достоверных знаний и давать правильные ответы на религиозные вопросы.

Категория: Разные темы | Добавил: islam (17.12.2008)
Просмотров: 2624 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

...