Вопросы, связанные с наукой «Единобожие» необходимо знать и хорошо
понимать, поскольку правильная вера в Аллаhа – это условие принятия
благих деяний и каких-либо религиозных ритуалов.
Имам Аль-Газали, трудами которого пользовались крымские татары в
прошлом, сказал: «Не
принимается ‘Ибада (поклонение) пока не узнаешь, кто достоин наивысшей
степени поклонения». Аллаh
существует без места Начнем же с
определения термина «Ат-Таухид» (Единобожие). Имам Аль-Джунайд сказал,
что «Ат-Таухид» (Единобожие) – это отличие Аллаhа, существующего без
начала, от Его созданий, которые имеют начало их существования...».
Передали Имамы Аль-Бухарий, Ибн Аль-Джаруд и
Аль-Байhакый по достоверной цепочке, что однажды к Пророку Мухаммаду,
мир Ему, приехали люди из Йемена и сказали Ему: «О, Посланник Аллаhа!
Мы пришли, чтобы приобрести знания по религии. Просим же тебя
рассказать нам о начале создания». Пророк Мухаммад, мир Ему, ответил:
«Аллаh
существовал вечно и не было кроме Него ничего» Данное изречение Пророка, мир Ему, разъясняет нам, что
в вечности не существовало ничего, кроме Аллаhа. Он существовал до
создания места, пространства, направлений, небес, сторон света, а также
всего остального. Существуя без места и направлений до их создания,
Аллаh и после сотворения мест, направлений и сторон света существует
таким, каким был: без места. Всякое, что
занимает место в пространстве и времени обязательно обладает такими
свойствами, как размер, ширина, высота, объем и тому подобное. Каждое,
что имеет вышеуказанные качества, нуждается в Создателе, Который их
для него сотворил. Поэтому, если бы Аллаh занимал место, то непременно
обладал бы такими же качествами и также нуждался бы. В этом случае Он
был бы подобен Его созданиям. Однако Творец не похож на творения и не
обладает их свойствами и атрибутами. Об этом сказано в Священном Кор`ане
(Сура 42 «Аш-Шура», Аят 11):
«Нет
ничего подобного Ему (Аллаhу)»
Теперь же давайте обратимся к высказываниям сподвижников Пророка, мир
Ему, а также к ученым Ислама. Передал имам Абу Мансур Аль-Багдадий в
книге «Различия между течениями» изречение имама ‘Али Ибн Абу Талиба:
«Аллаh существовал вечно и не было места. И
сейчас Он существует таким, как и был», т. е. без места.
Также сказал имам ‘Али:
«Кто приписывает Аллаhу границы, тот не
знает Создателя, которому должен поклоняться» Передал аль-Хафиз аз-Забидий о том, что теолог Ислама
Зайнуль ‘А`бидин сказал: «Ты – Аллаh, которого не окружает место»
Аллаh – Создатель небес и великого
аль-`Арша (Трона) Известно, что
самым грандиозным созданием Аллаhа по своим размерам является аль-‘Арш.
Это огромное тело, по форме напоминающее трон, находящийся над Раем,
и является Его потолком. Вокруг него совершают ритуальное хождение
ангелы, подобно тому как делают это люди вокруг священной Ка’абы в
городе Мекка. Создав аль-‘Арш (Трон), небеса и
направления, Аллаh не сделал их местом для себя. Доказывает данное
утверждение, изречение имама ‘Али, переданное имамом Абу Мансуром
аль-Багдадий в книге «Различия между течениями»:
«Аллаh
создал Аль-‘Арш (Трон), показывая Свое Могущество и не сделал его
местом для Себя» Имам
Абу Джа‘фар Ат-Тохауий сказал:
«Нельзя приписывать Аллаhу границы, пределы,
углы и органы. Не окружает Его ни одно из шести направлений, которые
окружают созданных». Передал
имам Аль-Кушайрий в книге «Ар-Рисаляту Аль-Кушайрийя ли-Аби Аль-Касим
Аль-Кушайрий» о том, что имам ‘Али сказал:
«Не говорят «где» о Том, Кто
создал место» Небеса – это
возвеличенное Аллаhом место, откуда нисходят милость и благословение.
Мы обращаем ладони к небесам, потому что небо является Киблой
(направлением) для Ду‘а` (мольбы). Также когда мусульманин молится, он
поворачивается в сторону священной Ка‘бы по той причине, что она
является направлением верующего в намазе: Кыблой. Подводя итог, приведем слова имама Ахмада Ар-Рифа‘ий:
«Самое
высшее знание об Аллаhе – признавать и верить в Его существование без
образа и без места»
|