Против убеждения тех, кто уподобляет Аллаhа телу, свидетельствуют:
САМ АЛЛАh В СВЯШЕННОМ КОР`АНЕ
• «Нет абсолютно ничего подобного Аллаhу!»
Значение сказанного в 11-м Аяте Суры «Аш-Шура»
• «Нет никого и ничего равного Аллаhу, нет похожего на Него!»
Значение сказанного в последнем Аяте Суры «Аль-Ихляс»
ПРОРОК МУХАММАД, МИР ЕМУ
• «О
Аллаh! Ты — Аз-Захир (Не имеющий недостатков Всемогущий Бог,
Существование Которого доказывает все созданное Им), Тебе не присуще
«над»; Ты — Аль-Батын (Тот, Сущность Которого не постижима разумом),
Тебе не присуще «под»».
Хадис записан Имамом Аль-Байхакый в книге «Аль-Асма-у уа-с-Сыфат» («Имена и Атрибуты Аллаhа»)
ТЕОЛОГИ ИСЛАМА
• Имам Абуль-Хасан Аль-Аш‘арий говорил:
«Кто думает, что Аллаh — тело, тот не знает своего Господа и не верит в Него».
• Имам ‘Али Ибн Абу Талиб сказал (передал хафиз Абу Ну‘айм Асбаханий):
«Кто думает, что наш Бог ограничен каким-либо объемом, тот не знает своего Создателя, Которому должен поклоняться».
• «Ни на что из того, что ты можешь представить себе, Аллаh не похож»
Имам Зуннун Аль-Мысрий, Имам Ахмад Ибн Ханбаль.
• Имам Джа‘фар Ас-Садык:
«Кто думает, что Аллаh в чем-либо или на чем-либо, или
из чего-либо, тот совершает ширк (грех язычества), так как,
если бы Аллаh был в чем-либо, то Он был бы окружен,
если бы Аллаh был на чем-либо, то Он был бы носимым,
если бы Аллаh был из чего-либо, то Он был бы созданным».
• Саляфит, известнейший теолог Ислама Имам Абу Джа'фар Ат-Тахауий (умер в 321 г. по хиджре):
"Кто придаёт Богу хотя бы одно из человеческих свойств, тот — неверующий". Сказано в книге Абу Джа'фара Ат-Тахауийя «Аль-Акыда Ат-Тахауийя».
• Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий в своей работе «‘Акыда» («Исламское Вероучение») сказал:
«Нельзя думать, что кто-либо или что-либо из созданных хотя бы в чем-нибудь подобен Создателю».
• Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахауий сказал:
«Аллаh
превыше всего того, что приписывают Ему неверующие — превыше
ограниченности объемом, пределов, углов, направлений (сторон), опор,
частей тела и органов. Его не окружает ни одно из шести направлений, в
отличие от сотворенных Им вещей».
• Шейх ‘Абду-ль-Ганий Ан-Набульсий предостерегал нас:
«Тот,
кто думает, что Аллаh заполняет небеса и земли, или, что Он — тело,
сидящее на Аль-‘Арше, тот — кяфир, даже если и считает себя
мусульманином».
• Имам Абу Ханифа в работе «Васыйя» («Завещание») сказал:
«Подтверждаем,
что Аллаh Всевышний — Властелин Аль-‘Арша. Он не нуждается в нем и не
утвердился на нем. Он — Тот, Кто сохраняет Аль-‘Арш и другие создания
без нужды в этом. Но не Аль-‘Арш сохраняет Аллаhа (то есть Аллаh не
нуждается в сидении на Аль-‘Арше)».
• Имам Ахмад Ар-Рифа‘ий, потомок Пророка Мухаммада, сказал: "Наибольшее,
чего может достичь человек в своем познании Аллаhа, — это знание и
убеждение в том, что Аллаh существует без образа и без места".
Сказано в книге Ахмада Ар-Рифаи'йя «Аль-Бурhан Аль-Муаийяд».
• Имам Аш-Шафи'й сказал: «Поистине, Он был, и не было места, Он создал место. Нельзя применять к Нему понятие изменения, в сущности, и в качествах».
Передал мухадис (знаток Хадисов) Мухаммад Муртада Забидий в книге «Итхаф ас-садат аль-муттакин», т.2, стр. 24.
• Имам Абу Ханифа говорил об Аллаhе, что Аллаh чист от всякого недостатка и не нуждается в каком-либо месте.
Также он говорил: «Аллаh
был до того, как создал что-либо, Он был и не было «где-либо» и не
было «чего-либо». Он Создатель всего и поэтому кто говорит: «Я не знаю,
мой Господь на земле или на небе» — тот кяфир (неверующий)».
Сказано в книге «Маджмуату Расаил Аби Ханифата битахкикиль Кавсарий», стр. 25.
•
Имам ‘Али Ибн Абу Талиб сказал (передал изречение Имам Абу Мансур
Аль-Багдадий в книге «Аль-Фарку байна-ль-фирак» («Различие между
течениями»)):
«Аллаh
создал Аль-‘Арш, чтобы показать (созданным) Свое Безграничное
Могущество, а не для того, чтобы сделать его местом для Себя».
• Имам 'Али сказал: "Не говорят «айна» (где) о Том, Кто создал «аль-айн» (место)". Передал
Аль-Кушайрий в книге «Ар-Рисаляту Аль-Кушайрийя ли-Аби Аль-Касим
Аль-Кушайрий». То есть не говорится «Где?» о Том, Кто является
Создателем места. Аллаh создал место, и Он вечно существовал без образа и
без места, и после созданий Своих — Он не изменился. Мы можем сказать
«Где?» о созданных, а о Создателе не думают так же, как и о
Созданных. Создатель не подобен созданным.
• Имам 'Али сказал: «Аллаh существовал вечно и не было места, и сейчас Он существует, каким и был (т.е. без места)».
Передал Абу Мансур Аль-Багдадий в своей книге «Аль Фаркьу Байналь Фиракъ».
• 'Али Зейнуль-'Абидин (сын внука Пророка Мухаммада) сказал: "О Аллаh, Ты превыше всякого недостатка, и не охватывает Тебя место".
Передал
по достоверной последовательной цепочке Аз-Забидий, в своей книге
«Толкование оживления религиозных знаний». Его слова подтвердили такие
великие ученые, как Абу Ханифа, Аль-Матуридий, Аль-Аш'арий и Ибн Джарир
Ат-Табарий.
В качестве заключения:
Наставление и предостережение великого теолога прошлого, муджадида (обновителя религии) своего времени Имама Аль-Газалий:
«Поклонение
не будет принято Аллаhом до тех пор, пока человек не узнает Того, Кому
должен поклоняться (пока у него не будет правильного убеждения об
Аллаhе)».
|