Имам Абу Ханифа был одним из мудрых имамов, как в знаниях, так и в соблюдении ритуалов. Он был Богобоязненным и щедрым, отказавшимся от вознаграждений государства, трудившимся и расходовавшим свои средства на себя и других. У него была ткацкая мастерская по производству шелковой ткани. Имам Аш-Шафи ‘ий сказал об имаме Абу Ханифе:
" النَّاسُ فِي الْفِقْهِ عِيَالٌ عَلَى أَبِي حَنِيفَةَ "
«Имам Абу Ханифа – самый великий теолог своего времени и люди, желая получить знания обращались к нему».
Язид ибн Харун сказал о нем:
" مَا رَأَيْتُ أَوْرَعَ وَلا أَعْقَلَ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ "
«Я не видел более Богобоязненного и рассудительного, чем Абу Ханифа». А Хаммад ибн Абу Сулейман сказал: «Имам Абу Ханифа трудился даже ночами, используя время для покорности».
Имам Абу Ханифа сорок лет читал утреннюю молитву с омовением, которое сделал перед чтением ночной молитвы.
А насчет его скромности и аскетичности передано, что Ар-рабиа ибн Асим сказал: «Послал меня Абу Язид ибн Умар (правитель во времена последнего короля из династии Омейядов Марвана ибн Мухаммада) к Абу Ханифе с приказом занять должность казначея, но Абу Ханифа отказался, за что получил двадцать плетей».
Аль-Хакам ибн Хишам Ас-Сакофий говорил: «На территории Шама рассказывали об имаме Абу Ханифе, что он был одним из самых великих и достоверных имамов. Султан хотел назначить его главным казначеем, а если он откажется, бить плетью по спине. Но Абу Ханифа, понимая ответственность и боясь совершить ошибки, выбрал трудности и мучения на этом свете, чтобы избежать мучений на Том Свете».
Ибн Аль-Ахдаль рассказывал, что Абу Джа‘афар Аль-Мансур перевел Абу Ханифу в Багдад, чтобы насильно назначить его судьей, но тот отказался и дал клятву, что никогда не согласится на это. Абу Джаафар Аль-Мансур посадил его в тюрьму и посылал ежедневно гонцов, чтобы узнать, не передумал ли он, и соблазнял его всевозможными благами и вознаграждениями. Но, услышав в очередной раз отказ Абу Ханифы, приказал дать ему десять плетей. Так продолжалось до тех пор, пока имам не умер в этой тюрьме от заболевания желудка.
Ибн Мубарак сказал об Абу Ханифе:
" أَتَذْكُرُونَ رَجُلاً عُرِضَتْ عَلَيْهِ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا فَفَرَّ مِنْهَا "
«Ему предлагали все богатства этой жизни, но он не соблазнился ими».
Поступки имама Абу Ханифы доказывают глубину его знаний.
Ибн Джурейдж сказал об Абу Ханифе:
" بَلَغَنِي عَنْ كُوفِيِّكُمْ هَذَا النُّعْمَانَ بْنِ ثَابِتٍ أَنَّهُ شَدِيدُ الْخَوْفِ مِنَ اللهِ تَعَالَى "
«Я слышал о вашем теологе, что он очень Богобоязненный».
Шарик Ан-Нахий сказал:
" كَانَ أَبُو حَنِيفَةَ طَوِيلَ الصَّمْتِ, دَائِمَ الْفِكْرِ, قَلِيلَ الْمُحَادَثَةِ لِلنَّاسِ "
«Абу Ханифа был молчаливым и благоразумным».
На протяжении каждого месяца Рамадан Абу Ханифа читал Коран полностью шестьдесят раз. А также рассказывают, что он периодически в одном ракаате читал полностью Кор`ан на протяжении тридцати лет. Каждую ночь читал четыреста ракаатов Намазов - Сунна.
Умер имам Абу Ханифа, да благословит его Аллаh, в 150-м году хиджры, в тот год, в который родился имам Аш-Шафиий. Поэтому некоторые сказали:
" مَاتَ قَمَرٌ وَوُلِدَ قَمَرٌ"
«Ушел один теолог и родился другой».
Многие люди плакали, узнав о его смерти. Читать Намаз Джаназа пришли 50000 человек, и похоронили имама Абу Ханифа на кладбище Аль-Хайзаран в Багдаде. Да будет ему милость Аллаhа.
|