Это Хадис из книги «Сахих Муслим», где сказано, что один человек пришел к Пророку Мухаммаду, мир Ему, чтобы узнать, как поступить со своей рабыней, он сказал: «О Посланник Аллаhа! Освободить ли ее?» Пророк, мир Ему, попросил привести ее. Когда она пришла, Пророк, мир Ему, спросил: «Где величие Аллаhа?» Она ответила: «На небе». Пророк, мир Ему, спросил: «Кто я?» Рабыня ответила: «Ты – Посланник Аллаhа». Тогда Пророк, мир Ему, сказал хозяину: «Освободи ее, она – верующая». Этот Хадис не означает, что Аллаh находится на небесах или над ними, как думают некоторые неверующие, он означает что Аллаh властвует над всем. Этот Хадис относится к Хадисам, которые имеют разные тексты и разные цепочки передач, и называется «Мудториб». Из других передач: когда Пророк, мир Ему, спросил ее: «Свидетельствуешь ли ты, что нет божества кроме Аллаhа, и я – Посланник Аллаhа?» Она ответила: «Да». Конечно, здесь понимается, что Пророк, мир Ему, ожидал от нее положительный ответ.
Имам Ан-Науауий объяснил этот Хадис следующим образом:
" قَوْلُ أَيْنَ اللهَ سُؤَالٌ عَنِ المَكَانَةِ لاَ عَنِ المَكَانِ "
«Вопрос – «Где величие Аллаhа?», задан не о месте нахождения Аллаhа, а о степени Величия Аллаhа». Ни в коем случае нельзя думать что Пророк спросил рабыню о месте нахождения. Также нельзя думать что она имела ввиду, что Аллаh находится на небе. Передал имам Аль-Кушайрий в книге «Ар-рисаляту Аль-Кушайрийя ли-Аби Аль-Касим Аль-Кушайрийи» о том, что имам ‘Али сказал:
" لاَ يُقَالُ أَيْنَ لِمَنْ أَيَّنَ الأَيْنَ "
Это означает: «Не говорят `айна (где), о том, кто создал аль-`айн (место)».
Имам Абу Ханифа в книге «Аль-фикh аль-абсат» сказал:
" كَانَ قَبْلَ المَكَانِ، كَانَ وَلَمْ يَكُنْ أَيْنٌ وَلاَ خَلْقٌ وَهُوَ خَالِق كُلّ شَىْء "
Это означает: «Аллаh существовал до того как создал место. Он существовал и не было ни места, ни созданий. Он Создатель всего».
Сказал Аллаh Всевышний (Сура «Аш-Шура», Аят 11):
] لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ [
Это означает: «Нет ничего подобного Ему».
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему:
p كَانَ الله وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُهُ i رواه البخاري
Это означает: «Аллаh существовал и ничего не было кроме Него». Передал изречение имам Аль-Бухарий.
|