Великий
теолог, мухаддис, языковед говорил: "Знай, да будет тебе
милость от Аллаhа, о том, что несмотря на преимущества Соляуата
(восхваления Пророка Мухаммада, мир Ему), занятие религиозными
знаниями более приорететно.
Доказательство этому, являются слова Пророка Мухаммада,
мир Ему: "О Абу Зарр! Если ты пойдешь изучать один Аят из Кур`ана,
то это лучше, чем читать сто рак’атов Сунны, а если изучишь одну тему
по религии, то это лучше, чем читать тысячу рак’атов Сунны”. Этот Хадис
со степенью хасан (хороший) передал Ибн-Маджh и другие. В
этом изречении доказательство того, что идти к достоверному теологу
изучать одну тему по религии лучше, чем прочитать все рак’аты Намаза
таравих и уитр за весь месяц Рамадан - их численность 690
за 30 ночей месяца Рамадан. А также, из этого Хадиса
следует, что тот, кто идет к достоверному теологу получать знание на
тему таяммум, или тему: азан, или аль-гусуль, или аль-ууду,
или тому подобные, то это лучше, чем все 690 рак’атов Намаза - таравих
и уирд месяца Рамадан вместе взятых. Поэтому изучение религии
и приобретение религиозных знании имеет большое преимущество и высокое
значение. Не все религиозные вопросы имеют одинаковый уровень.
Некоторые из них значимее других. Важно, чтобы дела соответствовали
Шари’ату Посланника Аллаhа, а без знаний мы не сможем это опредилить. Именно
благодаря знаниям мы можем опредилить преимущество одних дел над
другими. А также расходовать большую часть времени для получения и
распространения знаний. Это лучше, чем использовать его для восхваления
Пророка, чтения Соляуата, и тому подобного. Сказано в
Сунне (Сборнике) Ибн-Маджаh о том, что Посланник, мир Ему, вошел в
мечеть и увидел две группы людей: одна группа восхваляла Аллаhа, читала Зикр,
а другая занималась изучением религиозных знаний. Посланник Аллаhа, мир
Ему,сел к той группе, которая изучала,религиозные знания и сказал: "Обе
группы занимаются добрыми делами, но это собрание лучше”. Имам Ан-Науауий,
да будет ему милость от Аллаhа, сказал: "Воистину, изучение и получение
религиозных знаний - лучший способ расходования своего драгоценнго
времени, то есть лучше всего использовать свое время для этого, потому
что в знании - жизнь Ислама”. Это именно то оружие, которое можно и
нужно использовать для защиты от вреда тех, кто искажает веру. Как
например, ваhhабиты и другие, подобные им. Человек, не имееющий знаний,
как бы не соблюдал ритуалы, и как бы не читал Зикр, остается в
опасности, так как он может попасть в сети сектантов потому, что они
говорят: "Аллаh сказал” и дают ложное значение, или используют Аяты не
по назначению. А также используют Хадисы Пророка, мир Ему,
не уместно, или Хадисы со степенью да’иф
(слабые), или ложные Хадисы. Отсюда следует, что человек,
не имеющий знаний, может пойти за ними, или колебаться и оставаться в
сомнении. Не одно деяние не будет принято, если оно не соответствует
Шари’ату. А определить, соответствует деяние Шари’ату или не
соответствует, без знаний нельзя. Поэтому нужно использовать большую
часть времени для изучения религии и получения религиозных знаний. Религиозные
знания нельзя получить другим путем, кроме как из уст теолога. Не
достаточно изучать книги, не пройдя их с теологом. Многие из тех, кто
пребывает в заблуждении, отклонились от пути правдивости из-за того, что
не получили знания из уст теолога, а самостоятельно изучали книги. Имам
хафиз, соблюдавший по мазhабу Шафи’ий, Аль-Хатыб, Аль-Багдадий
cказал: "Кто берет Хадис из книг - не является мухаддисом,
а становится книжником. А кто берет Кур`ан и изучает самостоятельно,
тот не становится чтецом”. Имам Аhлюс-суннати уаль-Джама’ат,
Абуль-Хасан Аль-Аш’арий, да будет им доволен Аллаh, сказал:
"Наилучшее знание - это знание о Аллаhе и о Его Посланнике и знание
вопросов по религии”. Самые важные знания по религии - это знания
правильных убеждений (‘Акыда). Теологи сказали: "Общественной
обязанностью для мусульман является, чтобы среди них были те, кто
разъясняет правильные убеждения (Аhлюс-Суннат- уаль-Джама`ат) с
логическими доказательствами и по достоверной передаче”. Это надо для
противостояния тем, кто распространяет ложную и сомнительную
информацию. Тем, кто придает Аллаhу подобие Его созданных, говорит о
Нем, что Он тело, или что Он находится в покое, или в движении,
поднимается или спускается, или для опровержения убеждений му’атазиля,
которые говорят, что раб сам выбирает и создает свое действие, и
отрицают, что Аллаh создает это. В наше время есть сектанты -
которые приписывает Аллаhу подобие. Они говорят, что Аллаh - тело и
находится на Аль ‘Арше, и якобы спускается каждый вечер до первого неба и
находится там последнюю треть ночи до рассвета, а после этого
возвращается обратно. Эти убеждения ложные. Также сектанты называют
неверующими тех, кто обращается к Аллаhу ради Пророков или святых. А
также они считают кяфирами тех, кто призывает: "О Мухаммад” или
"О ‘Абдуль-Кодир” и разрешают себе убивать таких людей. В
Алжире, Йемене, Египте и Чечне эти сектанты убивают невиновных без
причин. Поэтому необходимо, чтобы были грамотные по вопросом религии
люди, которое смогли бы противостоять этим и другим сектантам,
приписывающим Аллаhу подобие, и тем кто, считает, что кроме Аллаhа есть и
другие создатели, которые сами создают свои поступки, действия, как
течение му’тазиля. Им необходимо противостоять, используя Аяты и Хадисы,
переданные по правдивой цепочке, а также приводя логические
доказательства. Если же нет таких, кто противостоит сектантам, то те
могут воздействовать на людей, вводя их в заблуждение. Один из
главарей сектантов, находясь в Медине в 1996-1997 годах сказал: "Три
четверти мусульман - кяфиры, потому что они повторяют: "О Мухаммад
и О ‘Абдуль-Кодир”. В местности hарар (Эфиопия и Сомали) главарь
сектантов Ибраhим Хасан говорил о том, что жители местности
hарар язычники т. е. кяфиры. Многие из жителей этой местности
большинство своего времени используют для чтения Саляуат,
ночных Намазов и чтения Кур‘ана, но мало знают по вопросам
убеждений и не в силах противостоять подобным сектам. Воистину кто
хорошо знает убеждения Аhлюс-суннат, т. е. вопросы отличия Всевышнего от
всякого подобия, и о том, что нет другого Создателя, кроме Аллаhа
используя как религиозные, так и умственные доказательства, может
противостоять подобным сектантам. Шейх ‘Абдуллаh, да будет ему милость
от Аллаhа, сказал: "Подтверждаю, что необходимо слушать и изучать
вопросы, связанные с правильными убеждениями, вместо того, чтобы
использовать большую часть своего времени для чтения книг о Маулиде
или о преимуществах Зикра. Зикр и самый лучший из них
слова "Ля иляhа илляллаh” и Саляуат человек может читать
при ходьбе или когда ложится, пока не заснет, а остальное время пусть
использует для изучения именно вопросов, которые связаны с правильными
убеждениями. А также необходимо знать, что правильное произношение
букв в Саляуате является условием получения
вознаграждения за чтение Саляуата, т. к. тот, кто читает с
искажением не получает вознаграждения за чтение Саляуата .
Также необходимым условием является правильное произношение "Аллаhумма Солли”
недопустимо произносить "соллии”, с удлинением буквы "и”. Один
из теологов Тоhа ‘Умар бин Тоhа ‘Умар Аль-Ходрамий Аш-Шафи’ий жил в 11
столетии по hиджре, в книге "Аль- Маджму’а Лимаhамат Аль-Маса-иль
миналь-фуру’” (Сборник необходимых вопросов по религии) он написал:
"Говорил ‘Абдуллаh ибн ‘Умар, что кто при произношении Ташаhhуд читает
Аллаhумма Соллии, то от такого не будет принято, независимо от
того, не знал он или забыл. А если же он, зная арабские значения слов,
сознательно произносил так, то попадает в куфр, т. к. он обращается к
Всевышнему, как к женскому роду.К сожалению, встречаются подобные
случаи, когда при чтении Саляуата удлиняют букву "и” в
слове солли, а это неправильно и недопустимо. Уделять внимание
правильному чтению или произношению букв, один из важних вопросов. О
преимуществе чтения Саляуата есть много сильных, слабых и
необоснованных Хадисов. Среди сильных Хадисов
приведём следующий: " Кто читает один раз Саляуат, тому в
ответ Аллаh дает в десять раз больше, а кто читает десять раз, тот
получает в сто раз больше”. Или Хадис, переданный Абу
Даудом и Ан-Наса-ий. Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: "Наилучший
ваш день - пятничный день. Старайтесь в этот день побольше читать Саляуат.
Воистину, ваше приветствие будет передано Мне”. А также Абу Дауд
передал, что Пророк, мир Ему, сказал: "Кто хочет быть радостным на Том
Свете, а также получить большое вознаграждение, пусть читает Саляуат
в адрес Пророка и Его семейства именно такими словами: "Аллаhумма солли
‘аля Мухаммад ан-Набий уа азуаджиhи
уммаhатиль-муминина, уа зурийатиhи, уа аhлибейтиhи. Кяма солляйта
‘аля али Ибраhима иннака хамидуммаджид”. Это означает: "О
Аллаh! Даруй наилучшие почтение Мухаммаду, нашему Пророку, мир
Ему, а также Его женам - матерям верующих, а также Его потомкам, как и
даровал Пророку Ибраhиму и Его семейству. Воистину, все наше восхваление
Тебе”. Передал Ас-Сахавий и др., что Пророк сказал: "Кто читает Саляуат
в мой адрес во время аль-’аср (после полуденного Намаза) пятничного дня
80 раз, тому Аллаh дает прощение за грехи 80 лет”. Воистину,
восхваление Пророка Мухаммада, мир Ему, в одиночестве или
коллективно является благим делом, это принято Аллаhом и ни в коем
случае не является плохим новшеством, как считают сектанты. Подтверждено,
что восхваление Посланника Аллаhа, мир Ему, коллективно одобрено
Шари’атом в двух достоверных Хадисах. Один из них передан
имамом Ахмадом ибн Ханбаль в его книге "Муснад”, что
эфиопы в мечети Пророка, мир Ему, повторяли восхваление Пророка, мир
Ему, на своем языке.Они читали: "Воистину, Мухаммад благочестивый
раб Аллаhа”, а Пророк слышал это и спросил, что означают их слова. Они
оъяснили Ему, и Пророк не сказал ничего против этого. Аль-Баззар
передал в книге "Муснад Аль-Баззар”, что эфиопы, когда повторяли
восхваление говорили: "Абуль-Гасим-тоййиб” т. е. Абуль-Гасим
благочестив, и Пророк не запрещал произносить подобные слова даже
коллективно и при этом эфиопы танцевали. Восхваление Пророка, мир Ему -
один из видов ‘ибада (покорности). А что касается восхваления Пророка
в одиночестве, то мы приводим Хадис, зафиксированный у
Аль-Хафиз ибн Хаджар и Аль-Хафиз Ас-Суютый и др.,
что Аль-’Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб (дядя Пророка) сказал Пророку: "О
Посланник Аллаhа! Я восхваляю Тебя стихами, а Пророк в ответ на это
сказал: "Прочти” и читал ему ду’а за это. Ибн Маджаh, передал от
Анаса ибн Малик, что Посланник Аллаhа направляясь в Медину, встретил
группу девушек, которые пели песню, ударяя в бубен: "Мы, соседи из
семейства Ан-Наджар, радуемся, что наш сосед Мухаммад, Посланник
Аллаhа”.Пророк, мир Ему, в ответ им сказал: "Аллаh знает, как я вас
люблю”. Передал Аль-Хафиз и Аль-Бусырий, последний говорил при
этом: "Подтверждаю правильность цепочки, все люди в ней правдивы и
достоверны”. В этом находим доказательство, что допустимо восхваление
Посланника Аллаhа, мир Ему, используя при этом бубен. Это истина, в
которую убеждены все мусульмане со времен Посланника Аллаhа, мир Ему, и
до нашего времени. Только сектанты, появившееся 250 лет назад и
называющиие себя ваhhабитами, отрицают это. Они противостоят тем, кто
восхваляет Пророка, мир Ему. Если бы у них был разум, то они бы
поняли то, что сказал Аллаh в Кор‘ане:
(Сура "Аль-’Араф”,
Аят 157): Это означает: "Те, которые веровали в Пророка, мир Ему,
восхваляли и приветствовали Его”. Этого Аята достаточно для
подтверждения допустимости восхваления и приветствования Пророка, мир
Ему. Аллаh в "Суре Аль-Калям”, Аяте 4 восхвалил Посланника больше
всех. Сказано:
Это означает: "Воистину, у тебя
наиприкраснейшие нравственность и культура”. Некоторые видели во сне
благочестивых лиц, которые были известны своими восхвалениями,
спрашивали, почему они не читали восхваление Пророку, мир Ему. И один из
них ответил: "Я вижу, что любые восхваления недостаточны, несмотря на
все усилия и старания, т. к. Аллаh восхвалил Его в небесном Послании.
Разве можем мы найти слова лучше этих?
|