Хвала Аллаhу - Творцу Вселенной! Просим Аллаhа даровать Пророку Мухаммаду ещё больше милости, почёта и благословения, а также приветствуем всех Пророков и Посланников от Адама до Мухаммада, мир Им всем!
Рабы Аллаhа! Будьте богобоязненными и покорными Творцу. Доброта к людям - это великое качество. Она способна растопить сердце и преодолеть то, что казалось непреодолимым. Искренность, доброта и терпение делают человека непобедимым в трудностях и помогают ему достичь высот в духовном совершенствовании. Ведь сказано в стихах:
Будь терпеливым - и ты получишь желаемое, Будь богобоязненным - и даже железо станет для тебя мягким.
Доброе сердце сострадательно, отзывчиво и желает блага другим людям. Поэтому Пророк Мухаммад, мир Ему, не раз призывал людей проявлять эти хорошие качества и быть терпеливым и мягким в общении с людьми, ведь за это обещано большое вознаграждение, как, например, спасение от страданий Судного Дня.
Существует много Хадисов о важности добрых отношений между верующими и о большом вознаграждении за это. В одном из таких Хадисов, который передал имам Муслим в сборнике «Сахих» от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, сказано:
Значение: «Кто поможет верующему в беде на этом свете, тому Аллаh дарует облегчение в День Суда. Кто спасет верующего из бедности и нужды, тому Аллаh даст облегчение и в этой жизни, и на Том Свете. Если мусульманин не раскрывает недостатки1 своего брата, то Аллаh скроет его недостатки и в этой жизни, и в День Отчета. Кто помогает и поддерживает брата-мусульманина, тому Аллаh дарует помощь. Кто идет по пути знаний, тому Аллаh облегчит путь в Рай. А когда люди собираются в мечетях для чтения и изучения Кур'ана, то снисходит на них спокойствие и милость, окружают их Ангелы, и они будут в числе лучших рабов Аллаhа. И если человек упустил возможность сделать добро, то не восполнит это его происхождение».
В этом Хадисе сказано, что тому, кто поможет свете, Аллаh дарует облегчение в День Суда. Ведь несложно бывает протянуть руку помощи тому, кто оказался в беде, а награда за это - облегчение в Судный День. И это - великая награда, ведь мучения в Судный День несравнимы со страданиями в этой жизни.
Об одном из мучений Судного Дня сказано в Хадисе, переданном имамом Аль-Бухарий от Абу hурайры:
Это означает: «В Судный День люди (грешники) будут так сильно потеть от страшного зноя, что их пот пропитает землю под ними на семьдесят локтей, а затем начнет подниматься вверх, пока не достигнет их ушей».
Далее Пророк сказал, что тому, кто спасет верующего из бедности и нужды, тому Аллаh даст облегчение и в этой жизни, и на Том Свете. Это также указывает на величину вознаграждения за такое доброе дело, как помощь бедняку. Например, если у человека есть долг, который он не в состоянии вернуть, то можно помочь ему, дав деньги на выплату долга. А если это ваш должник, то не торопите его с выплатой долга, как об этом сказано в Кур'ане (Сура 2 «Аль-Бакара», Аят 280):
Это означает: «Если ваш должник находится в затруднении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится».
Лучше простить должнику его долг полностью или частично - возможно, это станет причиной вашего спасения. О таком случае рассказывает Хадис, переданный сподвижником Пророка Хузайфой:
Здесь сказано о том, что когда умер один торговец, то Аллаh простил его грехи из-за того, что он давал отсрочку должникам или прощал их долг полностью или частично.
А также Ибн 'Умар передал Хадис Пророка, мир Ему:
который означает: «Кто хочет, чтобы его Ду'а было принято и чтобы было облегчение в его горе, пусть поможет бедному и нуждающемуся».
Далее в Хадисе говорится о том, что если мусульманин не раскрывает недостатки другого мусульманина, то Аллаh скроет его недостатки и в этой жизни, и в День Отчета. Это подтверждается словами одного учёного-саляфита, который сказал: «Я встречал народ без явных недостатков, но который любил обсуждать недостатки других людей. Тогда другие люди стали обсуждать их, выискивая у них недостатки. А также я встречал другой народ, у которого были явные недостатки, но они не обсуждали недостатки других людей. Тогда и мы забыли об их недостатках».
Ибн Маджаб передал Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, в котором сказано:
Это означает, что тому, кто скрывает от огласки недостатки своего брата-мусульманина, Аллаh дарует облегчение в Судный День. А тот, кто придал огласке недостатки своего брата-мусульманина, то недостатки этого человека по Воле Аллаhа будут показаны, и он будет опозорен даже в собственном доме.
Скрывать недостатки означает не выставлять напоказ оплошности мусульманина, который старается не совершать грехи, но иногда у него бывают ошибки. И в этом случае нельзя изобличать и позорить таких людей, обсуждая с другими их оплошность, так как это является грехом - злословием (гыйба). Сказано в Священном Кур'ане (Сура 24 «Ан-Нур», Аят 19):
Это означает: «Воистину, тем, кто рассказывает другим об ошибках своих верующих братьев, уготованы мучительные страдания в этом мире и на Том Свете».
А если кто-то делает грехи прилюдно и демонстративно, то разговор об этом не является злословием (гыйба). Но даже в этом случае нельзя злорадствовать. А говорят об этом для того, чтобы заставить грешника прекратить совершать грех, а также, чтобы свидетельствовать перед судьёй (кадыем) или приводят в качестве плохого примера, чтобы другие не делали этого.
Вот ещё несколько Хадисов о пользе доброго отношения к людям:
Имам Аль-Бухарий передал следующий Хадис:
«Воистину, Аллаh дарует милость тем Своим рабам, кто милосерден к другим людям».
Имам Аль-Байhакый передал от Анаса Хадис Пророка, который означает: «На Том Свете один из верующих-грешников, пребывая в аду, увидит другого верующего, находящегося в Раю и обратится к нему: «О, такой-то! Узнаешь ли ты меня?» На что обитатель Рая ответит: «Нет, клянусь Аллаhом, я тебя не помню. А кто ты?» Тот скажет: «Когда-то ты, проходя мимо меня, попросил воды, и я дал тебе напиться». Тогда обитатель Рая скажет: «Да, я вспомнил!». Грешник скажет ему: «Попроси для меня милости у Аллаhа ради этого доброго дела». Обитатель Рая обратится к Аллаhу, и Аллаh дарует милость этому грешнику - его выведут из ада».
Имам Aт-Табараний передал от 'Умара Хадис Пророка, мир Ему:
Это означает: «Одно из лучших дел - обрадовать верующего, дав одежду бедному, накормив голодного или помогая своему брату в беде».
Даже тот, кто думает, что и так хорошо относится к людям, пусть спросит себя, может ли он поступать так же, как Пророк Мухаммад и Его сподвижники, которые всегда находили время и возможность помочь другим? Например, 'Умар ибн Аль-Хаттаб был очень внимателен к людям и старался помогать им, чем мог. Он поддерживал вдов и одиноких людей, приносил им воду в дом. Однажды Тальха увидел, как 'Умар ночью заходил в дом одной женщины2. На следующий день Тальха зашел в этот дом и увидел там слепую старушку, которая не могла самостоятельно передвигаться. Тальха спросил у нее: «Что делал тот человек у тебя дома?» На что женщина ответила: «Он помогает мне: прибирает в доме, приносит мне то, что мне нужно, выносит мусор». Тогда Тальха сказал сам себе: «Горе тебе, о, Тальха! Как ты мог усомниться в 'Умаре?!»
В истории известно много благочестивых мусульман, которые помогали другим. Например, один человек постоянно стирал одежду солдатам и помогал им в быту. А когда он умер и собирались его помыть для захоронения, то увидели на его руке под кожей надпись: «Из обитателей Рая».
Просим Аллаhа даровать нам силы и возможности, чтобы помогать другим людям, а также быть искренними и благочестивыми.